Статьи начинающим экологам
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




И еще раз про строительные отходы и металлолом

12.03.2019

Глеб Ерилин, эколог.

Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Рассмотрим все вопросы с точки зрения действующего законодательства. 1. Право собственности на отходы. При строительстве возникает немало вопросов, связанных с правом собственности на образующиеся строительные отходы. В соответствии со ст. 3 3акона № 271-З право собственности на отходы приобретают: • производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов; • юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность. С точки зрения ГК, строительство осуществляется на основании договоров подряда. В соответствии со ст. 656 ГК, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. В соответствии со ст. 657 ГК, договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Отходы от строительства, несомненно, также относятся к результату работ и подлежат передаче заказчику. Однако рассмотрим такой специфический случай, как строительный подряд. По договору строительного подряда подрядчик, в соответствии со ст. 696 ГК, обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику. Заказчик в свою очередь обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену. В соответствии со ст. 698 ГК, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в том числе сметной документации (проектно-сметной документации). При этом в соответствии со ст. 706 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ и несет ответственность за нарушение этих требований. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности установлены ст. 22 Закона № 271-З. В соответствии с указанной статьей, обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. При разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя: • определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья; • определение мест временного хранения отходов на строительной площадке; • проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов; • иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 659 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. Заказчик обязан в порядке и сроки, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (ст. 673 ГК). Таким образом, строящийся, ремонтируемый, разбираемый, благоустраиваемый и т.п. объект недвижимости, а именно работы по нему, их результат, находится в ведении подрядчика в процессе строительства, а после окончания подлежит передаче заказчику. Пока объект строится подрядчик, во исполнение законодательства об обращении с отходами, обязан вывозить образующийся строительный мусор (так как на объекте отсутствуют места временного хранения). При передаче результата работ передается весь результат – в том числе и непригодный для дальнейшего использования материал от ремонта или разборки зданий – строительные отходы. Таким образом, право собственности на отходы строительства определяется двумя основными действующими документами – ГК и Законом № 271-З. Также право собственности может определяться договором, заключаемым между заказчиком и подрядчиком, и проектно-сметной документацией. С точки зрения 3акона № 271-З отходы являются собственностью производителя работ, если иное не установлено законодательством. Иное установлено в ГК: с точки зрения ГК отходы являются частью результата работ; до момента приемки работ являются собственностью подрядчика, а с момента приемки – заказчика. Однако в указанном случае право собственности на образующиеся отходы строительства в соответствии с той же статьей 3 Закона 271-З определено договором, по которому обязанности по обращению с отходами взял на себя Заказчик, который и будет являться собственником образующихся отходов, в то числе металлолома. 2. Возможность передачи отходов от Заказчика к Подрядчику. С точки зрения Закона-271-З нет препятствий к передаче отходов лома металлического от одного юридического лица к другому, так как условия, установленные пунктом 3 все той же статьи 3 Закона 271-З, выполнены, а именно: отчуждение опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию. Если отход не является опасным, то даже это условие не обязательно (например, к неопасным отходам относят лом стальной несортированный). В данном случае цель передачи отходов – их дальнейшее использование. Однако есть ограничения, наложенные иным законодательством. Особенности порядка обращения лома и отходов черных и цветных металлов регламентируются Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10. В соответствии с указанной инструкцией к черным металлам относятся чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них, к цветным – алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них. Министерство промышленности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет выдачу лицензий на следующий вид деятельности: деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1995 г. №179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (далее – Указ) деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов могут осуществлять, при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности следующие организации: 1. Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (ГО «Белвтормет»). 2. Заготовительные организации потребительской кооперации. 3. Организации, входящие в состав государственного торгово-производственного объединения "Белресурсы". Справочно. В соответствии с Указом закупка отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом при наличии специального разрешения (лицензии) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов может производиться также у физических лиц организациями, осуществляющими: - розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями с электролитом; - ремонт и обслуживание автомобильных транспортных средств. Таким образом, организация-заказчик не обладает необходимой лицензией и не внесена в указанный перечень – соответственно, не имеет права принять у подрядчика металлолом. 3. Возможность использования лома металлического на предприятии. С точки зрения статьи 28 Закона 271-З отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. То есть, при наличии технического нормативного правового акта, Закон-271-З не препятствует использованию металлолома на предприятии. Однако, в соответствии с Указом, лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам. Таким образом, использование металлолома на предприятии запрещено. Вывод: передача отходов лома металлического от подрядчика к заказчику на законных основаниях не представляется возможной. Равно как и не будет являться законным использование металлолома на предприятии.

Автор: Глеб Ерилин

Источник: ИП Ерилин

Возврат к списку