Статьи начинающим экологам
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




  • Https://kliknul.ru

    https://kliknul.ru конверты бумажные купить почтовые конверты и пакеты купить.

    kliknul.ru

Обращение с водными ресурсами

02.10.2012

Глеб Ерилин, эколог

Связаться с автором, либо заказатьуслуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь.

К водному фонду относятся:

поверхностные воды (водные объекты) - реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;

подземные воды.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Водопользователь - юридическое лицо и (или) гражданин Республики Беларусь, в том числе индивидуальный предприниматель, которые используют водные объекты для осуществления хозяйственной или иной деятельности или оказывают воздействие на воды.

 Водопользование подразделяется на следующие виды:

общее;

специальное;

обособленное.

Основаниями для возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование или договор аренды таких объектов. Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений. Водопользование подразделяется на следующие виды:

общее;

специальное;

обособленное.

Водопользователи имеют право:

Водопользователи имеют право:

осуществлять водопользование в соответствии с требованиями, установленными нзаконодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами;

возводить в порядке, установленном законодательством, гидротехнические сооружения и устройства;

передавать для использования добытую (изъятую) воду другим водопользователям на условиях, определенных разрешениями на специальное водопользование, комплексными природоохранными разрешениями, договорами;

получать в соответствии с законодательством экологическую информацию в области охраны и использования вод.

Водопользователи обязаны:

рационально использовать воду, принимать меры по снижению потерь воды;

соблюдать требования по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов, предусмотренные законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами;

не допускать нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

соблюдать установленные условия водопользования;

соблюдать режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, установленный для водоохранных зон и прибрежных полос;

 возмещать в установленном законодательством порядке вред, причиненный окружающей среде.

 Водопользователи, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обязаны:

использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены;

вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;

проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, с представлением первичных данных локального мониторинга территориальным органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также осуществлять аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды в части охраны и использования вод;

 внедрять наилучшие доступные технические методы;

 проводить мероприятия по снижению потерь воды;

 осуществлять ликвидацию не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических сооружений и устройств;

содержать в надлежащем состоянии сооружения для очистки сточных вод;

соблюдать правила технической эксплуатации гидротехнических сооружений и устройств;

незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы государственного санитарного надзора, местные исполнительные и распорядительные органы о возникновении чрезвычайных ситуаций, влияющих или способных оказать влияние на состояние водных объектов, и проводить неотложные работы по ликвидации их последствий.

Нормирование, техническое нормирование и стандартизация в области использования и охраны вод.

Нормирование в области охраны и использования вод заключается в разработке, утверждении и введении в действие:

нормативов качества воды поверхностных водных объектов;

гигиенических нормативов безопасности воды водных объектов для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) использования;

нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод;

технологических нормативов водопользования.

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод устанавливаются в целях предотвращения загрязнения поверхностных водных объектов.

 Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод устанавливаются для каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень нормируемых загрязняющих веществ в составе сточных вод, утверждаемый Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

К нормативам допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод относятся:

 допустимая концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре);

максимально допустимая масса загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект, за определенный период времени (тонн в год).

Установление нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод производится с учетом нормативов качества воды поверхностных водных объектов.

Требования к установлению нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод разрабатываются водопользователями и устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешениях.

 В случае, если в процессе проведения реконструкции, модернизации, капитального ремонта очистных сооружений сточных вод не обеспечивается достижение нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, а также на период проведения пусконаладочных работ на таких сооружениях или выхода их на проектную мощность могут устанавливаться временные нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод.

Временные нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод разрабатываются водопользователями и устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешениях на срок от 1 года до 3 лет.

Технологические нормативы водопользования

Технологические нормативы водопользования состоят из:

технологических нормативов водопотребления, которые представляют собой обоснованное расчетами количество воды с учетом ее качества, необходимое для производственного процесса, устанавливаемое на единицу производимой продукции, используемого сырья, материалов;

технологических нормативов водоотведения, которые представляют собой обоснованное расчетами количество сточных вод установленного качества, образующихся в процессе производства, устанавливаемое на единицу производимой продукции, используемого сырья, материалов.

Технологические нормативы водопользования подразделяются на отраслевые и индивидуальные технологические нормативы водопользования.

Отраслевые технологические нормативы водопользования представляют собой укрупненные нормы водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются для определенной отрасли экономики в целях планирования и контроля потребления воды, а также сбрасываемых производственных сточных вод. Отраслевые технологические нормативы водопользования утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, в случае отсутствия отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие специальное водопользование, представляют утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования в составе документов на получение разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Требования к разработке технологических нормативов водопользования, перечень видов экономической деятельности и критерии, в отношении которых разрабатываются технологические нормативы водопользования, устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Зоны санитарной охраны скважин.

Основными задачами проектирования скважинных водозаборов являются:

— выбор и обоснование места размещения водозабора;

— выбор экономичного варианта типа, состава и схемы размещения элементов водозабора;

— выбор наиболее рациональных методов выполнения работ по сооружению водозабора;

— расчет производительности и понижений уровня подземных вод в течение срока эксплуатации водозабора;

— расчет зоны влияния проектируемого водозабора и взаимодействия с ближайшими проектируемыми и существующими водозаборами;

— оценка влияния водозабора на окружающую природную среду и разработка природоохранных мероприятий;

— оценка влияния проектируемого водозабора на перетекание подземных вод между возмущенными (каптируемым) и смежными водоносными горизонтами и последующее гидрохимическое смешение этих вод;

— оценка и прогноз качества подземных вод и, при необходимости, разработка мероприятий по их санации и водоподготовке;

расчет зон санитарной охраны (далее зсо) и разработка мероприятий по защите подземных вод от загрязнения и истощения;

разработка требований по рациональной эксплуатации и ремонту водозабора.

Для всех источников и систем питьевого водоснабжения (кроме систем питьевого водоснабжения транспортных средств) независимо от форм собственности в целях предупреждения их случайного или умышленного загрязнения, засорения и повреждения устанавливаются ЗСО. Проект ЗСО источников и систем питьевого водоснабжения необходимо разрабатывать с использованием данных санитарно-топографического обследования территорий, намеченных к включению   в эти зоны, а также соответствующих гидрогеологических, гидрологических, инженерно-геологических и топографических материалов. Проекты скважин на воду, проекты по охране источников водоснабжения от загрязнения и истощения, как правило, являются составной частью проекта системы водоснабжения объекта, за исключением:

— проектирования скважин взамен вышедших из строя;

проектирования дополнительных рабочих или резервных скважин на существующих водозаборах;

— разработки проектов на реконструкцию (капитальный ремонт) скважин;

— проектирования ЗСО для действующих водозаборов, не имеющих установленных ЗСО или проектирования новых границ ЗСО в случаях, возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения.

Проектируемым скважинам присваивают номера, согласовывают предварительные границы ЗСО         и предлагают методику расчета окончательных границ ЗСО с указанием перечня необходимых работ.

Водозаборную скважину, подлежащую ликвидационному тампонажу, прочищают до забоя   и дезинфицируют.

Ствол скважины в пределах водоносного слоя засыпают чистым песком, а вышележащую часть забрасывают глиной, заливают глинистым раствором или цементом.

Обсадные трубы по возможности извлекают.

На ликвидационный тампонаж составляют акт с участием представителя санитарной службы.

Ликвидация скважин может быть обоснована актом обследования с заключением комиссии о необходимости ликвидации скважины.

Для проектирования ЗСО источников водоснабжения необходимы следующие исходные данные:

1) определение границ поясов ЗСО подземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий производится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов, согласованными с органами государственного санитарного надзора.

2) заказчик представляет центру гигиены и эпидемиологии (далее — ЦГиЭ) на стадии выбора площадки ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения.

3) подписанный акт о выборе площадки на основе положительного заключения ЦГиЭ представляется проектной организации.

4) проект ЗСО должен входить в состав проекта скважинного водозабора.

5) после перевода разведочно-эксплуатационной скважины в эксплуатационную, на основе фактических данных границы ЗСО уточняются и все материалы по ЗСО в виде приложения к паспорту скважины передаются заказчику. Заказчик согласовывает представленные материалы по ЗСО с заинтересованными организациями.

6) организация выполнения санитарных мероприятий в пределах поясов ЗСО осуществляется органами местного самоуправления.

Первичный учет вод.

Первичный учет использования вод осуществляется путем измерения с помощью средств измерений вод (далее - средства измерений) объемов забираемых вод из поверхностных и подземных источников и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, обработки и регистрации количественных и качественных характеристик забора воды из поверхностных и подземных источников и сброса сточных вод в окружающую среду. Первичному учету подлежит забор воды из поверхностных и подземных источников и сброс сточных вод в окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - водопользователи) с применением водохозяйственных сооружений и технических устройств. Первичный учет использования вод осуществляется водопользователями за счет собственных средств. Результаты первичного учета использования вод фиксируются в формах первичной учетной документации. Измерение объема забираемых вод из поверхностных и подземных источников и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду производится водопользователем на каждом водозаборе, в точках передачи (приема) воды другим водопользователям и на каждом очистном сооружении в месте, определенном проектной документацией, нормами проектирования и обеспечивающем полный учет объемов сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, а также в местах подачи воды на подпитку систем оборотного водоснабжения и повторного (последовательного) использования вод. В случае невозможности установки и эксплуатации средств измерений на очистных сооружениях допускается их установка на трубопроводах, транспортирующих сточные воды на очистку, при условии полного учета объема подаваемых на очистку сточных вод. Выбор средств измерений определяется их назначением, производительностью водозаборных и очистных сооружений. Предел допустимой погрешности измерений объемов забираемых вод из поверхностных и подземных источников и сбрасываемых в окружающую среду сточных вод должен составлять не более 5%. При этом учитываются:

наличие помещений для размещения средств измерений;

минимальные и максимальные эксплуатационные расходы и графики их колебаний;

избыточное давление или вакуум в трубопроводах, на которых устанавливают средства измерений;

типы насосных агрегатов (для насосных станций);

состав и свойства сточных вод (в том числе их температура).

Измерение объемов забора воды из поверхностных и подземных источников и сброса сточных вод в окружающую среду должно производиться с применением средств измерений объема и расхода жидкостей, прошедших утверждение типа и внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь или прошедших метрологическую аттестацию. Указанные средства измерений должны быть поверены в организациях государственной метрологической службы, аккредитованных на данный вид работ, иметь действующие свидетельства о поверке и (или) поверительные клейма и годны к применению. При заборе воды из поверхностных и подземных источников и (или) сбросе сточных вод в окружающую среду в количестве менее пяти кубических метров в сутки допускается осуществлять запись показаний средств измерений в журнал учета водопотребления и водоотведения один раз в месяц. Показатели состава и свойств сбрасываемых сточных вод в окружающую среду определяются на каждом выпуске их в водные объекты. Перечень контролируемых показателей состава и свойств сбрасываемых сточных вод в окружающую среду определяется с учетом характера источника сброса сточных вод в окружающую среду в соответствии с разрешениями на специальное водопользование, выдаваемыми Минприроды или его территориальными органами. В случае отсутствия средств измерений объема сточных вод в окружающую среду для учета годового количества загрязняющих веществ в составе сточных вод используется среднеарифметическое значение концентрации показателей состава и свойств сточных вод. При наличии нескольких выпусков сточных вод отбор проб сточных вод в местах их выпусков осуществляется в течение одного и того же дня.

Проекты обоснования границ горного отвода.

Данный вид проектирования, относящийся к законодательству об охране недр, тем не менее, присутствует и в водопользовании. Вода является полезным ископаемым, месторождения полезныи ископаемых эксплуатируются на основании актов, удостоверяющих горный отвод, выдаваемых на основании проектов. При эксплуатации скважин требуется разработка проектов обоснования горного отвода. ПГО состоит из пояснительной записки и графических материалов. ПГО разрабатывается в том числе и для строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с добычей полезных ископаемых. В пояснительной записке проекта указывается:

- целевое назначение и обоснование необходимости получения горного отвода, основные параметры подземного сооружения;

- геологические свойства участка недр;

- сведения о месторождении полезных ископаемых;

- обоснование границ горного отвода по площади и объему подземного пространства.

Графические материалы включают копию топоплана местности, геологических карт и разрезов.

Связаться с автором для консультаций и заказа услуг можно по  е-мэйл erilingleb@tut.by


Автор: Г.Н.Ерилин, эколог

Источник: ИП Ерилин

Возврат к списку


Глеб Ерилин, 11.10.2012 08:42:21
Олег Васюк Предлагаю все это облечь в статью "Рациональное пользование водными ресурсами", сбросить мне erilingleb@tut.by, я размещу статью от Вашего имени
Олег Васюк, 11.10.2012 08:39:48
Цитата
expert пишет:
очень бы хотелось чтобы в данной статье было дано определение что же есть рациональное пользование водными ресурсами

Один из множества вариантов оценки рациональности и эффективности:
Эффективность использования водных ресурсов в промышленности оценивается по следующим показателям:
1)     удельной норме потребления воды для создания единицы продукции;
2)     потребление свежей воды;
3)     количество воды, находящейся в обороте;
4)     количество сточных вод, поступающих на биологическую очистку;
5)     общее количество сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;
6)     условное количество загрязнений в сбрасываемых стоках, т.е. степень их очистки;
7)     возврат сточных вод в производство (чем больше, тем лучше);
8 )     безвозвратные потери – чем меньше, тем лучше
9)     воздействие промышленных предприятий на окружающую среду (атмосферу, землю, леса и др.);
10) рекреационный потенциал водных объектов;
11) продуктивность рыбохозяйственного комплекса;
12) уровень перевозок водным транспортом;
13) защита водных объектов от антропогенной деятельности;
Рациональное использование водных ресурсов в промышленности беспечивается технико-экономическим обоснованием развития:
1) создание эффективной структуры производства основных видов продукции;
2) сохранение природной среды;
3) комплексного использования водных ресурсов.
Факторы, свидетельствующие о рациональном использовании водных ресурсов промышленным предприятием.
1)     объем безводных технологий – это позволяет уменьшить потребление воды и уменьшить количество стоков;
2)     размещение производств, обеспечивающее последовательное многократное использование воды в технологическом процессе (позволяет сократить потребление свежей воды);
3)     уровень совершенства методов локальной очистки сточных вод (сокращает количество загрязнений в сточных водах);
4)     разделение водохозяйственной системы на группы локальных замкнутых систем технического водоснабжения с очисткой сточных вод в соответствии с требованиями оборотного водоснабжения;
5)     оптимизация процессов водообеспечения и водоочистки: распределение воды для технологических операций, регенерация отработанных растворов, извлечение из сточных вод ценных отходов, обезвреживание и утилизацию осадков;
6)     полнота использования водных ресурсов, включающая использование сточных вод на других объектах.

Водооберегающие технологии являются основой рационального использования вод. Их общая задача – сократить удельный расход воды (на единицу выпускаемой продукции) и расход свежей воды.
Общая структура водосберегающих мероприятий представлена ниже:
А) Первоначальным этапом разработки рациональных систем водообеспечения промышленных предприятий – совершенствование маловодных технологий. Они разрабатываются в соответствии с функциями воды в производстве.
Б) Сокращение потребления свежей воды в результате:
- многократного использования и привлечения сточных вод.
- интенсифицирования режима работы оборотных систем водоснабжения. Это может снизить потребление свежей воды и сброс отработанных вод. Но оборотные системы не являются экологически чистыми, поэтому при их создании необходимо учитывать не только техническую и экономическую стороны, но и экологическую.
- замены водяного охлаждения воздушным.
- совмещение технологий, при которых в одних процессах тепло выделяется, а другими поглощается.
- рационально использовать дополнительные источники водных ресурсов, а именно очищенные стоки, карьерные воды .
- большое значение имеет разработка научно обоснованных норм водопотребления и водоотведения, соблюдение технологической дисциплины.

... и тд и тп....
Глеб Ерилин, 11.10.2012 08:07:37
Постановление Минприроды 21.09.2007 N 75
Первичному учету подлежит забор воды из поверхностных и подземных источников и сброс сточных вод в окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - водопользователи) с применением водохозяйственных сооружений и технических устройств.
(п. 3 в ред. постановления Минприроды от 30.05.2008 N 57)

Сброс в окружающую среду, а не в те же источники. Как Вы себе представляете сброс в те же источники - канализационную воду будете в артезианскую скважину закачивать?
ekobel, 10.10.2012 16:41:24
smile:evil:
dron.x, 10.10.2012 16:15:41
Извините, но судя по статье, первичный учет нужно вести только при добыче воды из подземных и поверхностных источников или сбросе сточных вод в эти же источики. Или я не правильно поняла?
ekobel, 10.10.2012 16:02:33
вот еще добавь: разрешение на право эксплуатации скважин питьевого водоснабжения глубиной более 20 метров
Глеб Ерилин, 02.10.2012 21:39:02
Ну так жду в соавторах
expert, 02.10.2012 20:06:59
очень бы хотелось чтобы в данной статье было дано определение что же есть рациональное пользование водными ресурсами

Актуальные темы