Статьи начинающим экологам
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




автошколы в наро-фоминске
moykk.ru
сайт вулкан старс зеркало гарантирует полную конфиденциальность всех своих клиентов
casino-obzor.name
погружной джилекс джамбо 60 35п, центробежные насосы джамбо
jeelex-shop.ru

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

01.10.2012

Глеб Ерилин, эколог 

Связаться с автором, либо заказатьуслуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются:

·                    государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;

·                    обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об ее осуществлении;

·                    допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха;

·                    платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

·                    нормирование в области охраны атмосферного воздуха;

·                    предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения вреда окружающей среде;

·                    возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;

·                    доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.

Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании:

·                    количества источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

·                    количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

·                    размера зоны воздействия;

·                    вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании данных об объемах используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легко летучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

Источники выделения загрязняющих веществ - технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ.

Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

Неорганизованные стационарные источники выбросов подразделяются на:

·                    линейные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов;

·                    площадные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от рассредоточенных источников выделения загрязняющих веществ, в том числе от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов.

Мобильные источники выбросов подразделяются на:

·                    механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

·                    железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

·                    воздушные суда;

·                    морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река - море) плавания, маломерные суда;

·                    самоходные машины.

Механические транспортные средства классифицируются по экологическим классам.

К нестационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов и включенные в утверждаемый Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь перечень нестационарных источников выбросов.

Классы опасности загрязняющих веществ и порядок отнесения загрязняющих веществ к определенным классам опасности загрязняющих веществ устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:

·                    нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;

·                    нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.

Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются:

·                    наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;

·                    оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;

·                    количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·                    соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам;

·                    соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиям, установленным в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

·                    выполнять требования, установленные законодательством;

·                    разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

·                    не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера - органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

·                    приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

·                    разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

·                    предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

·                    обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, также обязаны:

·                    разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·                    получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать его условия;

·                    оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных законодательством;

·                    эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с правилами эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

·                    вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

·                    проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·                    осуществлять отбор проб и производство замеров для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

·                    оснащать организованные стационарные источники выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

·                    проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий с соответствующей областью аккредитации локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, обязаны:

·                    соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

·                    обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемого Минприроды или его территориальными органами. Выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесение в него изменений и (или) дополнений, приостановление, возобновление, продление срока действия указанного разрешения, прекращение его действия осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо с нарушением указанных в нем условий запрещаются. Разрешение на выбросы может быть выдано заявителю как по месту его нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее - объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов), о чем заявитель указывает в заявлении на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:

·                    предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

·                    предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами:

·                    для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух - в составе проектной документации;

·                    для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух - в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются согласно требований инструкции о порядке установления нормативов с учетом:

·                    нормативов качества атмосферного воздуха;

·                    фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

·                    концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов;

·                    прогнозов изменения профиля, объемов производства продукции, вида выполняемых работ, объема оказываемых услуг, используемых сырья и материалов, внедрения наилучших доступных технических методов;

·                    технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·                    нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;

·                    показателей по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаемых в государственных, отраслевых или территориальных программах в области охраны атмосферного воздуха;

·                    проведения пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию новых стационарных источников выбросов для каждой очереди строительства и выхода на проектную мощность;

·                    требований, предусмотренных Законом «Об охране атмосферного воздуха».

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - временные нормативы выбросов) устанавливаются для:

·                    стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя (далее - нормируемые источники выбросов), объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия (далее - нормируемые объекты воздействия);

·                    загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух, согласно действующему законодательству.

Нормативы выбросов не устанавливаются для:

·                    нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

·                    источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

·                    мобильных источников выбросов;

·                    объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, включенных в  перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

К нормативам (временным нормативам) выбросов относятся:

·                    предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее - предельная масса выброса) в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

·                    предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее - предельное значение концентрации) в миллиграммах в кубическом метре при нормальных условиях (температура 273 K, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются природопользователями в случаях получения разрешений на выбросы - то есть если валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по акту инвентаризации составляет:

·                    более 3 тонн в год независимо от состава выбросов;

·                    менее 3 тонн в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 10 кг в год.

Определение нормативов выбросов включает следующие этапы:

·                    для объектов воздействия на атмосферный воздух I - III, а также IV категории со значением относительного показателя опасности объекта воздействия на атмосферный воздух более 0,1 анализ расчетных максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, создаваемых стационарными источниками выбросов на границе СЗЗ и в жилой зоне, полученных на основании расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, входящего в состав акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на соответствие условий, определяемых действующим законодательством;

·                    анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, выполненной в соответствии с законодательством;

·                    определение наличия и величины технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельных значений концентраций;

·                    определение норматива выброса как наименьшего значения из:

·                    выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·                    выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании технологического норматива выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух;

·                    выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании предельного значения концентрации.

 В случае, когда норматив выброса ниже значения выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, последний устанавливается в качестве временного норматива выброса. При этом разрабатываются мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Разработанные нормативы (временные нормативы) выбросов оформляются в виде проекта (корректировки проекта) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обоснованность нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится разработчиками:

для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

·                    4 года - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории;

·                    5 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко II или III категории;

·                    6 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV категории;

·                    10 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к V категории.

·         Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводится для:

·         источников выбросов, оснащенных автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух;

·         источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

·         мобильных источников выбросов.

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух оформляются актом инвентаризации.

Связаться с автором статьи для консультаций и заказа услуг можно по  е-мэйл erilingleb@tut.by


Автор: Г.Н.Ерилин, эколог

Источник: ИП Ерилин

Возврат к списку


Актуальные темы