Статьи начинающим экологам
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Артезианская скважина на землях сельскохозяйственного назначения: от выделения земельного участка до эксплуатации

13.03.2019

Г.Н. Ерилин, эколог Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Предоставление участка. Общий порядок.

Основания для предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Основные определения в отношении земель даны в статье 1 Кодекса О земле от 23 июля 2008г. В соответствии с указанной статьей сельскохозяйственные земли – земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие в себя пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли. В соответствии со статьей 5 Кодекса о земле одним из основных принципов земельных отношений является использование земельных участков по целевому назначению.

В соответствии со статьей 6 Кодекса О земле объекты промышленности, к которым относится артезианская скважина, должны находиться на землях промышленности. Таким образом, построить скважину на землях сельхозназначения (к которым относятся сельскохозяйственные земли) нельзя. Кроме того, земельный участок находится в ведении сельскохозяйственного предприятия, а не завода – надо сменить землепользователя. В соответствии со статьей 20 Кодекса О земле Земельный участок считается измененным с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения.

В соответствии со статьей 8 Кодекса О земле перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков. В соответствии со статьей 10 Кодекса О земле изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании соответствующего решения, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, в порядке, установленном Совмином.

Таким образом, необходимо произвести две процедуры:

1) изменение права землепользования (изъять участок у сельхозпредприятия и передать заводу);

2) изменить целевое назначение участка.

Как согласовать место размещения.

В соответствии со статьей 24 Кодекса О земле место размещения земельных участков при необходимости их изъятия и предоставления из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения согласовывается Президентом Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 Об изъятии и предоставлении земельных участков решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначениядля целей, не связанных с назначением этих земель, а также о переводе таких земель в иные категории принимаются областными исполнительными комитетами только при условии согласования Президентом Республики Беларусь возможности предоставления указанных земельных участков для таких целей. В соответствии со статьями 37, 38 Кодекса О земле изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для размещения объектов недвижимого имущества в исключительных случаях изъятие и предоставление допускается в исключительных случаях, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель. Нет иного порядка и при строительстве сооружений для добычи подземных вод.

Также следует помнить, что при изъятии земельных участков из сельскохозяйственных земель производится возмещение потерь сельскохозяйственного производства в соответствии со статьей 76 Кодекса О земле.

Изъятие и предоставление участка.

Сам порядок изъятия и предоставления участков установлен Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом 667. Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:

предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта;

разработка проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;

государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него.

Сама процедура описана в указанном положении. Для выбора места размещения земельного участка местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка (далее – комиссия), действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы. В состав комиссии включаются уполномоченные должностные лица землеустроительной службы, территориальных органов Минприроды, МЧС, Минздрава, архитектуры и градостроительства, сельского, поселкового исполнительного комитета, организации по землеустройству. В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета). В указанную комиссию необходимо обратиться с заявлением, порядок составления которого описан в указанном положении. Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, а городской (районный) исполнительный комитет дополнительно поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства или специально созданному для этих целей унитарному предприятию обеспечить подготовку архитектурно-планировочного задания и технических условий инженерно-техническое обеспечение объекта и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.

Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии, включает:

 заявление заинтересованного лица и прилагаемые к нему документы;

письменное согласие землепользователя на размещение земельного участка на его землях и изъятие у него данного участка;

 документы о составе и качестве земель этого участка, ориентировочный размер убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;

заключения Минприроды в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых. (организация по землеустройству согласовывает копию земельно-кадастрового плана с нанесенными границами земельного участка по предполагаемому месту размещения земельного участка с Минприроды);

копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка, а также границами водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

проект акта выбора места размещения земельного участка.

Комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня получения от организации по землеустройству земельно-кадастровой документации рассматривает эту документацию. Лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно быть уведомлено о месте и времени заседания комиссии и может принять в нем участие. Результаты работы комиссии оформляются актом выбора места размещения земельного участка, подписывается всеми членами комиссии и ее председателем в день выбора места размещения этого участка и в течение 5 рабочих дней утверждается председателем местного исполнительного комитета. Далее акт выбора места размещения земельного участка вместе с материалами предварительного согласования места размещения направляется на согласование председателю областного исполнительного комитета.

В случае выбора места размещения земельного участка для размещения объекта недвижимого имущества, связанного с необходимостью изъятия и предоставления такого участка из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с назначением этих земель, областной исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня согласования председателем данного исполнительного комитета акта выбора направляет обоснование места размещения земельного участка, копию этого акта с приложением копии земельно-кадастрового плана с границами выбранного земельного участка в Минсельхозпрод и комитет государственного контроля области для получения заключения о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления такого земельного участка, которое дается данными государственными органами в течение 5 рабочих дней. После получения указанных заключений облисполком направляет заключения и материалы согласования помощнику Президента Республики Беларусь – инспектору по области, который дает свое заключение о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка в течение 5 рабочих дней. После получения заключения помощника Президента Республики Беларусь облисполком направляет указанные заключения и материалы согласования в Госкомимущество.

Госкомимущество рассматривает указанные заключения и материалы согласования, направленные областными исполнительными комитетами, и дает свое заключение о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка. В отношении земельных участков, о возможности изъятия и предоставления которых даны положительные заключения, Госкомимущество, как правило, не чаще одного раза в месяц готовит проект соответствующего распоряжения Президента Республики Беларусь и вносит его на рассмотрение Главы государства.

Смена категории земель производится в соответствии с Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, также утвержденным Указом 667. Перевод земельных участков из одних категорий в другие при их изъятии и предоставлении осуществляется одновременно по решениям местных исполкомов.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства производится в соответствии с соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина от 26 марта 2008 г. № 462.

Проектирование скважины.

В общем случае работы складываются из следующих этапов:

1) проведение изыскательских работ (либо работ, их заменяющих);

2) получение согласительной документации;

3) проектирование скважинного водозабора;

4) согласование проектной документации в Главстройэкспертизе (ее территориальных органах);

5) строительство скважины;

6) сдача-приемка скважины.

Изыскания источников водоснабжения.

Этапу собственно проектирования водозабора предшествуют предпроектные работы, включающие:

сбор исходных данных с заключением о гидрогеологических условиях;

санитарно-техническое обследование объекта водоснабжения

технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство проектируемого водозабора  на основании схемы размещения всех сооружений и элементов системы водоснабжения.

Изыскания должны проводиться с целью получения необходимых и достаточных материалов для обоснования проектирования и строительства водозаборов подземных вод, в том числе мероприятий инженерной и санитарной защиты и охраны окружающей среды, включая защиту подземных вод от загрязнения и истощения. Проектированию крупных водозаборов, водозаборов для централизованных систем водоснабжения должны предшествовать работы по разведке месторождения подземных вод.

В общем случае разведка месторождения подземных вод выполняется в следующей последовательности: поиски, предварительная разведка, детальная разведка и эксплуатационная разведка. Для проектирования вновь строящихся водозаборов подземных вод требуется комплексное изучение природных условий района (участка) намечаемых работ и получение достаточных материалов для разработки экономически обоснованных проектных решений с учетом рационального использования водных ресурсов и охраны окружающей среды.

Выбор источника водоснабжения должен производиться с учетом требований, предъявляемых  потребителями к качеству воды и условиям эксплуатации (постоянный или периодический водоотбор, допустимые понижения напоров и т. д.).

Для разведки месторождения подземных вод требуется бурение скважин различных типов (поисковые, разведочные, разведочно-эксплуатационные, наблюдательные) и выполнение опытных работ. Пробуренные на этапе изысканий скважины, имеющие необходимые эксплуатационные показатели по дебиту и качеству воды, в дальнейшем включаются в эксплуатацию в качестве постоянно действующих водозаборных сооружений.

Проектирование водозаборов для систем нецентрализованного водоснабжения (одна — три скважины, включая резервные) с незначительной потребностью (небольшие поселения, небольшие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, кварталы индивидуальной жилой застройки, садоводческие товарищества и т. п.) и проектирование одиночных водозаборных скважин, как правило, выполняют без предварительных изысканий в один этап — строительный проект со сводными сметными расчетами стоимости.

Проектирование одиночных скважин на воду и скважин для нецентрализованной системы водоснабжения на территориях, где разведочные работы для оценки запасов подземных вод не проводились, обосновывается данными об общем геологическом и гидрогеологическом строении района проектирования водозабора с использованием материалов по опорным скважинам.

Одиночные скважины на воду (без предварительной разведки в точке их заложения), как  правило, необходимо проектировать как разведочно-эксплуатационные. Это объясняется экономическими соображениями и тем, что данные опробования разведочной скважины не всегда могут быть экстраполированы на скважину большего диаметра, так как водоотдача зависит не только от гидрогеологических условий участка, но и от способа (технологии) проходки скважины и ее конструкции,      в особенности, водоприемной части. Одиночные водозаборные скважины также проектируют как разведочно-эксплуатационные         на сложных по геологическому строению, гидрогеологическим и гидрохимическим условиям участках. Разведочно-эксплуатационная скважина может быть переведена в эксплуатационную, если опробование вскрытого водоносного горизонта и исследование химико-бактериологического состава воды по заключению органов санитарного надзора дали положительные результаты.

Требования к выбору источников питьевого водоснабжения для централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области питьевого водоснабжения

Сооружение буровых скважин глубиной более 20м, а также глубиной до 20м для двух и более скважин, предназначенных для забора подземных вод, расположенных на одном участке в условиях гидравлического взаимодействия, осуществляется при наличии согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации на добычу подземных вод.

Исходно-разрешительная документация.

Подготовка и выдача исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство регулируется следующими нормативными правовыми актами и ТНПА.

Требования ТКП 45-1.02-295-2201 (02250) Строительство Проектная документация Состав и содержание (утвержден и введен в действие приказом Минстройархитектуры от 27 марта 2014 г. № 85). В соответствии с п. 5.1.2 архитектурный проект строительства объектов производственного назначения, инженерной инфраструктуры состоит из следующих разделов:

а) общая пояснительная записка;

б) генеральный план и транспорт;

в) технологические решения;

г) организация и условия труда работников; 

д) архитектурно-строительные решения с ведомостью основных объемов работ;

е) инженерное оборудование, сети и системы;

ж) организация строительства;

к) охрана окружающей среды; 

л) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

м) сметная документация (для объектов бюджетного финансирования или по заданию заказчика); 

н) эффективность  инвестиций  или  основные  технико-экономические  показатели (по  заданию заказчика);

п) энергетическая эффективность.

В соответствии с п.5.2.2 строительный проект разрабатывают в объеме, необходимом и достаточном для выполнения строительно-монтажных работ. Состав строительного проекта должен соответствовать требованиям СТБ 2255 и стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС).

Требования СТБ 2255-2012 Система проектной документации для строительства Основные требования к документации строительного проекта (утвержден  и  введен  в  действие  постановлением  Госстандарта  от 12 марта 2012 г. № 14)

В соответствии с п.3 СТБ  в состав документации строительного проекта включают:

— чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ;

— проектную документацию на строительные изделия по ГОСТ 21.501;

— эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий по ГОСТ 21.114;

— спецификации оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110;

— сметную документацию по установленным формам;

— другую прилагаемую проектную документацию, предусмотренную соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (далее — СПДС).

Требования ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) Строительство Предпроектная (предынвестиционная) документация Состав, порядок разработки и утверждения утвержден и введен в действие приказом Минстройархтектуры от 14 июля 2014 г. № 196

В соответсвии с п.4 до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией согласно СТБ 2331 к первому – четвертому классам сложности, разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация. Одиночные артскважины в соответствии с п.5.5.1.5 СТБ 2331 относятся к пятому классу сложности, поэтому предпроектная документация на них не разрабатывается.

Исходные данные для проектирования.

Для проектирования водозаборных скважин необходимы следующие исходные данные:

1) акт выбора земельного участка;

2) решение райисполкома об утверждении акта выбора земельного участка и разрешение о проектировании;

3) технические условия на электроснабжение (выдаются в организации электросетей в случае, если водопровод используется для противопожарного водоснабжения;

4) заключение государственного пожарного надзора;

5) выкопировка из плана землепользования М 1:10000 с подписями членов по выбору земельного участка;

6) схема расположения проектируемой скважины М 1:500 (1:1000);

7) схема расположения существующих скважин и водопроводов;

8) расчет водопотребления (выполняется проектировщиком совместно с заказчиком);

9) акты обследования существующих скважин;

10) паспорта существующих скважин;

11) справка о техническом состоянии водоснабжения;

12) справка о наличии резерва грунта;

13) архитектурно планировочное задание;

14) задание на проектирование;

15) письмо от заказчика о том, кто будет производить технадзор (заказчик или УКС);

16) гидрогеологическое заключение о возможности использования подземных вод, как источника водоснабжения, с рекомендациями по проектированию скважин и зон санитарной охраны. В системе Минприроды такое заключение может быть подготовлено РУП «Белгосгеоцентр»

Приемка скважины в эксплуатацию.

Вопросы приемки в эксплуатацию объектов строительства регулируются Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства (утверждено Постановлением Совмина от  6 июня 2011 г. № 716, далее Положение). В соответствии с Положением все объекты подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с Положением. Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства. По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, для его утверждения или мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации. Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию. Датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии. В состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика – в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа. В случае невключения в состав приемочной комиссии указанных представителей приемка объекта в эксплуатацию не допускается. Застройщик (заказчик и подрядчик – в случае заключения договора строительного подряда) представляет приемочной комиссии необходимые для работы комиссии документы по перечню, определяемому Минстройархитектуры. Заказчик, застройщик либо уполномоченная ими организация до начала работы приемочной комиссии представляют в органы государственного надзора заявление, а также другие предусмотренные законодательством документы. Органы государственного надзора в срок не более 15 дней со дня подачи заявления, если иной срок не установлен законодательством, выдают положительное заключение по объекту или мотивированный отказ. Приемка в эксплуатацию объекта без наличия положительных заключений всех органов государственного надзора, которые должны выдавать их по данному объекту, не допускается. Перечень органов государственного надзора, выдающих заключения, установлен в Положении.

Оформление природоохранной документации до приемки объекта в эксплуатацию.

Для приемки объекта Минприроды следует оформить ряд документов. В соответствии с Водным Кодексом Республики Беларусь от 30 апреля 2014г. (далее ВК) водопользование делится на общее и специальное. В соответствии с п.38 статьи 1 ВК специальное водопользование – водопользование, в том числе добыча (изъятие) вод из водных объектов и (или) сброс сточных вод в окружающую среду, осуществляемое с применением гидротехнических сооружений и устройств. В соответствии со статьей 30 ВК к специальному водопользованию относятся в том числе добыча подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, и сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители. В указанных случаях необходимо оформлять разрешение на специальное водопользование (либо комплексное природоохранное разрешение) либо вносить изменения в существующие. В данной ситуации есть по крайней мере одно основание для оформления разрешения – добыча воды из подземных горизонтов (кроме добычи менее 5 куб.м. в сутки).

Выдача разрешения на добычу подземных вод с применением артезианских скважин осуществляется на основании заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод, выдаваемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный геологический центр» (далее – Белгосгеоцентр). Для получения заключения водопользователи подают Белгосгеоцентр заявление о получении заключения на бумажном или электронном носителе и документы, указанные в пункте 6.341 Единого перечня административных процедур, а именно:

заявление по установленной форме;

копии паспортов буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод (в случае если заключение выдается впервые);

копии актов, удостоверяющих горный отвод;

документ, подтверждающий внесение платы

 

Справочно.

Горный отвод (далее ГО) — часть недр, предоставляемая для разработки месторождения полезных ископаемых (в данном случае – подземных вод), использования геотермальных ресурсов недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п.11 ст.1 Кодекса о недрах).

 

Для предоставления ГО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо обратится в местные исполнительные и распорядительные органы. Обращение оформляется следующим пакетом документов:

заявление от недропользователя с указанием цели и местоположения ГО;

копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации;

проект обоснования границ горного отвода.  

Проект обоснования границ горного отвода разрабатывается в соответствии с требованиями постановления Минприроды от 8 января 2017г. № 6 организациями, включенными в перечень, утвержденный постановлением Совмина от 16 декабря 2016г. №  1037. До разработки проекта обоснования горного отвода следует выполнить санитарные требования. Если вода используется на хозбытовые цели, следует разрабатывать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин и осуществлять мероприятия в поясах санитарной охраны. В соответствии с Законом от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) являются объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Проект ЗСО подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Санитарно-гигиеническое заключение о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдается в соответствии с пунктом 10.25 Единого перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156. Основные требования к организации территории зон санитарной охраны артезианских скважин установлены в Законе от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении». Требования к разработке проектов ЗСО установлены в СанПиН, утвержденных постановлением Минздрава от 30 декабря 2016 г. № 142.

Этапы рассмотрения и согласования обращения по предоставлению ГО.

1. Исполнительный и распорядительный орган согласовывает Проект обоснования границ ГО с Управлением по геологии Минприроды

 2. После получения согласованного Проекта исполнительный и распорядительный орган в течении 20 рабочих дней рассматривает полученные документы и выдает решение о предоставлении ГО или об отказе. Копия решения направляется заявителю. В случае отказа копия решения направляется с перечислением причин.

3. При положительном решении в течении 5 рабочих дней в местном исполнительном и распорядительном органе производится оформление Акта для удостоверения горного отвода.

4. Акт пересылается в Управление по геологии Минприроды для проведения государственной регистрации. Регистрация проводится в течении 3-х рабочих дней.

5. После регистрации Минприроды рассылает по одному экземпляру Акта заявителю и местному исполнительному и распорядительному органу, и один остается на хранении в Минприроды. Использование водозаборной скважины правомочно со дня даты государственной регистрации горного отвода.

До разработки проекта обоснования границ горного отвода в случае, если предполагается использование добываемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, следует разрабатывать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин и осуществлять мероприятия в поясах санитарной охраны. В соответствии с Законом от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) являются объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Проект ЗСО подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Санитарно-гигиеническое заключение о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдается в соответствии с пунктом 10.25 Единого перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156. Основные требования к организации территории зон санитарной охраны артезианских скважин установлены в Законе от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении». Требования к разработке проектов ЗСО установлены в СанПиН, утвержденных постановлением Минздрава от 30 декабря 2016 г. № 142.

Технологические нормативы водопользования.

Необходимость их разработки, в соответствии с п.6 статьи 24 ВК, определяется видом экономической деятельности. Перечень видов экономической деятельности и критерии, в отношении которых разрабатываются технологические нормативы водопользования, устанавливаются Минприроды в Постановлении от 4 мая 2015г. № 21.  До получения разрешений указанный документ должен быть разработан.

Пакет документов, предоставляемых при получении разрешения, зависит от вида разрешения – разрешение на спецводопользование или комплексное природоохранное разрешение.

Обязанности при эксплуатации.

Прочие обязанности в области водопользования установлены статьей 36 ВК, в соответствии с которой водопользователи, являющиеся юридическими лицами, обязаны:

рационально использовать воду, принимать меры по снижению потерь воды;

соблюдать требования по охране и рациональному (устойчивому) использованию водных ресурсов;

 не допускать нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

возмещать в установленном законодательством порядке вред, причиненный окружающей среде;

вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;

 внедрять наилучшие доступные технические методы;

 проводить мероприятия по снижению потерь воды;

 осуществлять ликвидацию не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических сооружений и устройств;

содержать в надлежащем состоянии сооружения для очистки сточных вод;

соблюдать правила технической эксплуатации гидротехнических сооружений и устройств;

незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, территориальные органы Минприроды, органы государственного санитарного надзора, местные исполнительные и распорядительные органы о возникновении чрезвычайных ситуаций, влияющих или способных оказать влияние на состояние водных объектов, и проводить неотложные работы по ликвидации их последствий.

Порядок учета в области охраны вод установлен ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 Охрана окружающей среды и природопользование Требования экологической безопасности (утверждены и введены в действие постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т), ТКП 17.02.12-2014 (02120) Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды (утвержден и введен в действие постановлением Минприроды от  3 марта 2014 г. № 2-Т)

Следует также сдавать установленную отчетность в области водопользования в соответствии с постановлением Нацстаткомитета от 11 ноября 2016г. № 169.

Также в соответствии со статьями 210, 211 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. следует платить экологический налог за добычу воды.

Также рядом санитарных правил установлена необходимость осуществлять санитарный контроль добываемых и употребляемых питьевых вод.


Автор: Глеб Ерилин

Источник: ИП Ерилин

Возврат к списку


Актуальные темы