Статьи начинающим экологам
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Используем отходы в научно-исследовательских целях

13.03.2019

Глеб Ерилин, эколог.

Связаться с автором, либо заказатьуслуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by

Соблюдение обязанностей. Основные обязанности организаций в области обращения с отходами установлены статьей 17 Закона от 20 июля 2007г. № 271-З Об обращении с отходами. Так, природопользователи, осуществляющие обращение с отходами, обязаны: обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами; назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами; разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение; обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов; обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации; вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами; предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан; разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов; осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия; Производители отходов производства обязаны: обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение; обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Природопользователи, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны: осуществлять учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание; осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов; содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения; проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды. В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, утвержденного постановлением Совмина от 23 июля 2010г. № 1104, не подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекты, использование отходов на которых осуществляется в рамках проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Однако это не означает, что указанные объекты не являются объектами по использованию отходов, а только то, что такие объекты не регистрируются. Все прочие обязанности природопользователей, осуществляющих использование отходов касательно эксплуатации объектов, сохраняются. При этом в соответствии с пунктом 214 Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 О лицензировании отдельных видов деятельности при таком использовании отходов не требуется получения лицензии. Указание использования отходов в научных целях в инструкции по обращению с отходами. Порядок указания использования отходов в научных целях в инструкции по обращению с отходами. Порядок отражения использования отходов в инструкции указан в пункте 14 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды от 22 октября 2010г. № 45. Раздел инструкции «Использование и обезвреживание отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать: перечень отходов производства, которые направляются на использование, и (или) перечень отходов производства, которые направляются на обезвреживание; порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание; перечень технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми используются отходы производства. Для природопользователей, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывается: перечень объектов, на которых производится использование и (или) обезвреживание отходов; перечень отходов, поступающих от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для использования и (или) обезвреживания; порядок использования и (или) обезвреживания отходов на таких объектах. Указание технических нормативных правовых актов (ТНПА) при таком использовании не требуется, так как в соответствии со статьей 28 Закона Об обращении с отходами требование использования отходов на основании ТНПА требуется только при использовании отходов в качестве вторичного сырья, а в данных случаях отходы используются для научных исследований. Порядок использования отходов следует указать из технологического регламента по использованию отходов Технологический регламент — это один из документов внутреннего пользования, относящийся к Единой системе технологической документации (ЕСТД) (ГОСТ 3.1127-93 «ЕСТД. Общие правила по выполнению текстовых технологических документов» введен в действие постановлением Госстандартом от 30.12.1994 № 15). Система, в свою очередь, входит в состав Единой системы технологической подготовки производства (ГОСТ 14.004-83 «Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий» (введен в действие постановлением Госстандарта от 17.12.1992 № 3). Технологический регламент является одним из основных документов, описывающих полный технологический процесс. Технологический регламент производственного процесса аналогичен технологической карте. Он устанавливает методы и способы выпуска продукции (технологического процесса), технологические средства, технологические нормативы, условия и детальный порядок осуществления технологического процесса. Организация научно-исследовательских работ. В соответствии со ст.1 Закона 708-XІІІ от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ О научной деятельности научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения. В соответствии со ст.1 Закона 2105-XІІ научные исследования (научно-исследовательские работы) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными; опытно-конструкторские работы – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии); опытно-технологические работы – комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них. В соответствии со ст.1 Закона от 19 января 1993 г. № 2105-XІІ Об основах государственной научно-технической политики научной организацией является юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации. В соответствии с той же статьей аккредитация научной организации – форма государственного признания компетентности юридического лица в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОКР). Однако законодательством не установлено требований об обязательной аккредитации научной организации. В соответствии с Инструкцией по аккредитации, аккредитацию проходят организации, уже осуществляющие выполнение НИОКР. Таким образом, аккредитация не является обязательной для проведения НИОКР. Тем не менее, в соответствии с НК, свидетельство об аккредитации научной организации является одним из оснований для применения данной организацией льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу. Регистрация НИОКР. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 25 мая 2006 г. № 356 О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ регистрации подлежат НИОКР, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений. Государственная регистрация работ осуществляется по результатам их ведомственной научно-технической и (или) государственной научной и (или) государственной научно-технической экспертиз, осуществляемых ведомственными научно-техническими экспертными советами или государственными экспертными советами в рамках функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, на предмет соответствия указанному значению. Ведомственная научно-техническая экспертиза осуществляется: республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси – в отношении работ, выполняемых организациями, находящимися в подчинении (входящими в состав) этих органов и организаций, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям; Государственным комитетом по науке и технологиям – в отношении работ иных заявителей, в том числе индивидуальных предпринимателей. Работы, прошедшие в установленном порядке государственную научную и (или) государственную научно-техническую экспертизы, дополнительной ведомственной научно-технической экспертизе не подлежат. Государственная регистрация работ, а также ведение государственного реестра и организационно-техническое обеспечение использования информационных ресурсов государственного реестра осуществляются государственным учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы».

Автор: Глеб Ерилин

Источник: ИП Ерилин

Возврат к списку