
Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
13.03.2019
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. отношения, связанные с охраной и использованием вод, возникающие при эксплуатации коммунальных систем водоотведения, в том числе при сбросе производственных сточных вод в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов, регулируются законодательством в области коммунального хозяйства, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод. Таким образом, взаимоотношения субъекта хозяйствования с организацией в области водного хозяйства не являются предметом природоохранного законодательства. Что касается вопросов аналитического контроля, то следует обратиться к статье 96 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ, в соответствии с которой аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя: отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды; оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды; оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду; оценку эффективности природоохранных мероприятий; комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений; оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации; оценку соблюдения требований при обращении с отходами; оценку соблюдения технических требований к составу топлива; оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Периодичность осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды устанавливается Минприроды в зависимости от объекта контроля и его характеристик. В соответствии с Положением о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденном постановлением Совмина от 20.06.2013 № 504, объектами аналитического контроля являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов; выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов; выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов до и после газоочистных установок; атмосферный воздух в границах зоны воздействия; поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе до и после очистных сооружений сточных вод; земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; топливо; отходы, направляемые природопользователями на хранение, захоронение, использование и (или) обезвреживание. Кроме объектов, указанных выше, объектами аналитического контроля является также документация по: аналитическому контролю, осуществляемому природопользователем в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, включая акты отбора проб и протоколы проведения измерений; выполнению измерений на определяемый показатель, включая технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и методики выполнения измерений; оценке соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации, технических нормативных правовых актов, паспортов заводов-изготовителей и инструкции по эксплуатации на данный вид оборудования; оценке на основании измерений в области охраны окружающей среды соблюдения нормативов качества окружающей среды; нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов (временных нормативов) допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод; эффективности природоохранных мероприятий; требований при обращении с отходами; требований технических нормативных правовых актов к составу топлива по содержанию веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании топлива. Таким образом, при наличии у предприятия очистных сооружений по очистке сточных вод, поступающих в системы коммунального водоотведения, оценка их фактических параметров работы производится посредством проведения аналитического контроля. Что касается периодичности аналитического контроля, то следует отметить, что данный вопрос отрегулирован ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 Охрана окружающей среды. Требования экологической безопасности (далее ЭкоНиП). В соответствии с пунктом 12.1 ЭкоНиП для обеспечения экологической безопасности должно быть организовано проведение аналитического (лабораторного) контроля и локального мониторинга окружающей среды в соответствии с: - перечнем загрязняющих веществ и показателей качества, подлежащих контролю инструментальными методами; - периодичностью отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды в зависимости от объекта контроля при осуществлении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды; - периодичностью отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, определяемой при подготовке территориальными органами Минприроды заявок на проведение аналитического контроля. Периодичность отбора проб регулируется пунктом 13 ЭкоНиП, а именно: п.13.5 - при проведении контроля качества поверхностных вод в районе расположения источников сбросов сточных вод и/или контроле сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностные водные объекты; п.13.6 - при осуществлении контроля качества сточных вод, поступающих на очистные сооружения сточных вод и сбрасываемых после очистки в поверхностные водные объекты; п.13.7 - при осуществлении контроля подземных вод в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения. Периодичность контроля сброса сточных вод с очистных сооружений в системы коммунального водоотведения ЭкоНиП не установлена. Ее следует устанавливать самостоятельно, исходя из особенностей очистных сооружений и порядка их эксплуатации. Также нет указанных норм и в санитарно – эпидемиологическом законодательстве. Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, технологических регламентов, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий установлен Санитарными правилами 1.1.8-24-2003, утвержденными постановлением Минздрава от 22.12.2003г. № 183 Указанными нормами и правилами не установлена необходимость разработки программы производственного контроля в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих сброс сточных вод в систему коммунальной канализации. Таким образом, в действующем природоохранном и санитарно-эпидемиологическом законодательстве не установлена периодичность контроля за сбросами сточных вод в систему коммунального водоотведения. Вопросы аналитического контроля частично затронуты в Правилах пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденных постановлением Совмина от 30 сентября 2016 г. № 788. В соответствии с пунктом 65 указанных правил абонент обязан осуществлять лабораторный контроль за составом сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) сточных вод, в том числе сточных вод субабонентов, и представлять организации ВКХ сведения о результатах такого контроля, если это предусмотрено договором между абонентом и организацией ВКХ. В соответствии с пунктом 73 того же положения абонент имеет право за счет собственных средств производить одновременно с организацией ВКХ отбор контрольных проб сточных вод и их испытание в независимой аккредитованной в установленном порядке лаборатории. Резюмируя сказанное выше, следуют выводы: - периодичность аналитического контроля при сбросе сточных вод в систему коммунального водоотведения законодательно не установлен; - если на предприятии предусмотрена очистка сточных вод, то периодичность аналитического контроля следует устанавливать в зависимости от особенностей работы очистных сооружений; - при отсутствии очистных сооружений необходимость осуществлять контроль и его периодичность может быть установлена организацией ВКХ; - наиболее оптимальным будет отбирать пробы одновременно с организацией ВКХ. |
Актуальные темы
Полезные статьи
|